осмотр недоношенного новорожденного

Осмотр невролога для грудничка — важные моменты

Осмотр невролога для грудничка является обязательным в 1, 3, 6, 9, и 12 месяцев жизни. Что смотрит детский невролог на приеме – этот вопрос интересует каждую маму. Осмотры невролога для грудничков обязательны даже если они абсолютно здоровы. Столь частый контроль совсем не безоснователен, неврологический статус младенца меняется каждые три месяца. Именно в эти периоды происходит интенсивный рост малыша и формирование у него определенных навыков, поэтому любые отклонения будут видны.

Перед выпиской из родильного дома малышам проводится нейросонография (или УЗИ головного мозга). Иногда при данном обследовании у малышей находят кисты головного мозга. Причины возникновения кист у малышей еще недостаточно изучены. Предположительно они появляются вследствие гипоксии (кислородного голодания). Если размеры кисты не более 3-4 мм, то к 3 месяцу они рассасываются бесследно. При обнаружении у младенца кисты головного мозга показана нейросонография в динамике.

Заболевания нервной системы у детей первого года жизни встречаются нередко, и обычно связаны с патологией беременности, тяжелым течением родов, внутриутробными инфекционными заболеваниями крохи, травмами и другими причинами. Особенный контроль со стороны невролога должен осуществляться за малышами, которые родились недоношенными.

Осмотр  в 1 месяц

Осмотр невролога в 1 месяц включает оценку позы ребенка, наличие и выраженность рефлексов новорожденного. В 1 месяц все безусловные рефлексы новорожденного должны быть ярко выражены и симметричны. Угасает к 1-1,5 месяцам лишь рефлекс автоматической опоры и ходьбы.

Оценивается мышечный тонус, так как мышцы сгибателей еще находятся в гипертонусе, то положение малыша сохраняет еще внутриутробную позу – ножки и ручки согнуты, кулач

Источник

Тема: Новорожденный ребенок

Актуальность темы:Пропаганда здоровой семьи, благополучного материнства и грудного вскармливания, создания условий для рождения и воспитания здорового ребенка.

Цель занятия: Выработать у студентов навыки осмотра новорожденного, ухода за ним в условиях родильного дома, кормления его, навыки общения с его мамой; научить целенаправленному сбору анамнеза; закрепить навыки санпросвет работы и деонтологии.

Группы риска детей периода новорожденности и основные мероприятия по организации их мед. обеспечения (приложение в Схеме учебной истории развития);

Анатомо-физиологическая х-ка периода новорожденности. Физиологичсеские состояния периода новорожденности. Организация ухода за новорожденным (доношенным и недоношенным) ребенком. Патология периода новорожденности.

План самостоятельной работы студентов: Группа делится на подгруппы по 2-3 человека на одного ребенка.Cцелью организации учебного процесса каждой подгруппе выдаются схемы патронажа, первичного статуса новорожденного,. В процессе работы студент оказывает помощь в проведении первичного туалета новорожденного (профилактика гонобленореи, перевязка и обработка пуповины, удаление первородной смазки, антропометрия). При работе в палате совместного пребывания матери и новорожденного подгруппа проводит патронаж (см. приложение 1), по результатам которого оформляет первичный статус новорожденного (см. приложение 4) с последующим заключением по осмотру о состоянии здоровья новорожденного и диспансерной группе (приложение к Учебной истории развития).

Факультативная: Учебник «Неонатология» (под ред. Шабалова И.П.), 1998. «Справочник неонатолога» (под ред. Таболина В.А., Шабалова И.П.), 1986.

3. Указать от какой беременности ребенок, течение беременности и родов, перенесенные матерью во время бер

Источник

Зрение новорожденного до 1 года: норма и патология

Зрение — самый информативный и в тоже время самый хрупкий внешний анализатор. Именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Зрительные центры связаны и оказывают сильное влияние практически на все жизненно важные структуры головного мозга (зрение участвует в пищеварительной, двигательной, вестибулярной, половой и др. видах деятельности организма). Особенно важным в становлении и развитии зрения является первый год жизни, когда глаза и детский организм в целом легко подвержен различным вредным влияниям как внутренних, так и внешних факторов.

Если в этом возрасте произошло поражение зрительного органа, то у ребенка развиваются нарушения координации движений, младенец испытывает страх перед окружающим миром, что часто приводит к значительному отставанию в развитии ребенка, так как остальные органы чувств не в состоянии полноценно компенсировать дефицит информации.

В первый год зрение ребенка развивается очень интенсивно. Практически полная слепота новорожденного младенца (ненаправленное световосприятие) за несколько месяцев перерастает в способность анализировать предметы и их движение, оценивать и сравнивать предметы по их различным, в том числе цветовым, характеристикам. Поэтому особенно важно для родителей понимать основные принципы развития зрения у детей первого года жизни и знать о ранних признаках появления патологии глаз.

В развитии органа зрения существует несколько периодов. Самый важный из них — это закладка и внутриутробное формирование. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям (аномалиям развития — гипоплазиям зрительных нервов, врожденной катаракте, глаукоме; воспалениям оболочек глаза; и т.д.). Следующий период — от рождения до 1 года. В это время активно развив

Источник

Общий осмотр новорожденного

Для суждения о неврологическом статусе ребенка очень большое значение имеет общий осмотр новорожденного. Ребенок в норме совершает хаотические движения конечностями в полном объеме. Посмотрим на новорожденного глазами врача-невролога. Для новорожденных характерен физиологический гипертонус (нерезкое повышение мышечного тонуса в группе сгибателей верхних и нижних конечностей), поэтому его ручки и ножки находятся в согнутом состоянии, кисти сжаты в кулачки, а бедра слегка разведены. Этот гипертонус легко преодолевается, и врач свободно может совершать сгибательные и разгибательные движения в руках и ногах. Несколько повышен мышечный тонус в мышцах, разгибающих голову, поэтому у новорожденных в норме имеется легкое запрокидывание головы назад. В положении на спине новорожденный самостоятельно поворачивает голову одинаково в обе стороны. Лежа на животе, он временами поднимает голову на 1—2 секунды, поворачивая голову в сторону. Многое может подсказать врачу поза новорожденного, его движения.

Если ребенок болен, он может быть вял, малоподвижен, иногда — буквально распластан. В других случаях, наоборот, тонус мышц в конечностях повышен: при пеленании сразу же обращает на себя внимание своеобразная тугоподвижность конечностей.

Родовая опухоль, отек мягких тканей предлежащей части плода, возникшей во время родов, характерна для большинства новорожденных. Наиболее часто она располагается на голове в теменной и затылочной области. В случае предлежания других частей тела родовая опухоль локализуется в области лица, ягодиц, промежности, конечностей.

В большинстве случаев родовая опухоль проходит в течение двух-трех дней после рождения и не требует лечения. Ко времени выписки из роддома родовая опухоль уже исчезает. Чем больше размеры родовой опухоли, тем труднее проходило рождение ребенка, и такой ребенок должен быть ос

Источник

Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка

Первичный осмотр новорожденного проводят непосредственно после его рождения в детской палате родильного блока с целью выявления возможной патологии и оценки состояния в целом. Температура в помещении должна быть 24–26С, пеленальный стол с подогревом, ребенок должен быть сухим. Осмотр в палате новорожденных отделения проводят при температуре не менее 22С на пеленальном столе или в кувезе. Обследование новорожденного требует терпения, осторожности и мягкости в обращении.

Внешний вид. Для здорового доношенного новорожденного характерно спокойное выражение лица. Начало осмотра нередко сопровождается громким эмоциональным криком. Длительность крика здорового ребенка адекватна действию раздражителя (голод, тактильные или болевые раздражения), вскоре после его устранения крик прекращается. Крик больного ребенка оценивается как по силе, так и по длительности. Слабый крик или его отсутствие у глубоко недоношенного ребенка не вызывает беспокойства у неонатолога. Афоничный крик может быть вследствие проведения реанимационных мероприятий (травматизация трахеи) или поражения ЦНС. Особенности крика новорожденного могут способствовать диагностике обменных нарушений и некоторых наследственных заболеваний (болезнь Дауна, синдром «кошачьего крика»).

жидкий стул у грудничка после клизмы
Практически каждая молодая мама сталкивалась с проблемой болезненных газиков и запоров у ее новорожденного. В момент, когда ребенок испытывает боль, горько плачет — хочется ему помочь. Но для этого нужно понимать прич

Движения новорожденного ребенка носят избыточный, не координированный характер. Характерно физиологическое усиление тонуса мышц сгибателей, которое обуславливает позу ребенка (поза флексии, эмбриональная поза): голова слегка приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к боковой поверхности грудной клетки, кисти сжаты в кулачки. Нижние конечности согнуты в коленных и тазобедренных суставах, при положении ребенка на боку голова иногда запрокинута. Тремор в области голеностопных и челюстных суставов обычны

Источник

Осмотр головы новорожденного

Участковый педиатр должен уметь производить осмотр головы у новорожденного и как ортопед. Ортопедический осмотр новорожденного начинают с осмотра и исследования головы, способности удерживать ее, далее осмотр лица (отмечается его симметрия) и шеи. Особое внимание обращается на состояние грудино-ключично-сосцевидной мышцы (нет ли уплотнений, укорочения одной из их ножек).

Осмотр головы должен сочетаться с ее пальпацией, а там, где это необходимо, следует проводить и перкуссию. Если имеются особенности, их следует отметить.

Положение головы здорового новорожденного обусловлено предлежанием в родах и наличием физиологического гипертонуса сгибателей (голова слегка приведена к груди).

Травматичекие повреждения в родах грудино-ключичной мышцы или нижних шейных и верхних грудных сегментов спинного мозга приводят к отклонению головы вправо или влево. Во всех случаях требуется консультация ортопеда и невролога.

У новорожденного ребенка мозговой череп преобладает над лицевым. Отчетливо выступают лобные и теменные бугры. Достаточно часто в области затылка на границе волосистой части головы бывают красные пятна с расплывчатыми границами, не возвышающиеся над поверхностью кожи. Границы их имеют неправильные очертания. Под давлением пальца краснота исчезает, но затем появляется вновь. Усиливается при плаче. Эти пятна (телеангиоэктазии) обусловлены локальным расширением рудиментарных остатков эмбриональных сосудов. Исчезают самостоятельно в течение 1-1,5 лет и являются лишь косметическим дефектом, не требующим лечения. Их не следует смешивать с истинными сосудистыми невусами, которые имеют более темную, насыщенную окраску и не исчезают при надавливании. Они не проходят после 1,5 лет жизни, а наоборот, иногда увеличиваются в размерах.

что надо знать о новорожденном
"Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострад

На волосистой части головы могут быть сер

Источник

Медицинский сайт для студентов, интернов и практикующих врачей педиатров из России, Украины! Шпаргалки, статьи, лекции по педиатрии, конспекты, книги по медицине!

Отсроченный первичный осмотр новорожденного, который находится в тяжелом состоянии на момент перевода из род. зала, в этом случае проводится сокращенный осмотр с целью исключения пороков развития и оценки объема необходимой помощи, а полны осмотр органов и систем, как и антропометрию, производят после стабилизации состояния ребенка или установления необходимого объема лечения (ИВЛ, инфузия и др.).

Цель врачебного осмотра по схеме полного посистемного объективного осмотра – получение ответов на следующие вопросы:

1.Перед проведением полного врачебного осмотра по схеме полного посистемного объективного осмотра новорожденного врач, который проводит осмотр, должен проанализировать данные анамнеза, ознакомится с медицинской документацией и получить информацию о состоянии здоровья матери, течению беременности и родов. Дополнительную информацию, которой нет в медицинской документации, врач получает методом опроса матери. Если женщина имеет 0 (I) группу и/или Rh-отрицательный фактор, проводится лабораторное исследование пупочной крови на группу, резус-фактор и уровень билирубина.

2.Первичный врачебный осмотр новорожденного по схеме посистемного объективного осмотра производится в родовом зале врачом педиатром-неонатологом, педиатром (в случае его отсутствия врачом акушером-гинекологом, врачом общей практики – семейной медицины) перед переводом ребенка в палату совместного пребывания матери и ребенка. Осмотр новорожденного в род. зале или в палате совместного пребывания матери и ребенка должен проводится в присутствии матери. Следует представиться матери и объяснить цель осмотра ребенка.

Поза ребенка. Флексорная или

Источник